Маркировка товаров теперь обязательна для значительной части рынка. Проект масштабный, поэтому реализуется постепенно. Рассмотрим его суть и нововведения 2020 года.
Маркировка товаров теперь обязательна для значительной части рынка. Проект масштабный, поэтому реализуется постепенно. Рассмотрим его суть и нововведения 2020 года.
Маркировка должна защитить потребителей от фальсификата и контрафакта и сделать индустрию прозрачнее. Для этого каждой единице продукции присваивается уникальный код, с которого можно считать, кем, где и когда она произведена или реализована, срок годности, артикул, номер стандарта.
Регистрация в единой цифровой системе «Честный знак» – требование для всех предпринимателей-участников оборота маркированной продукции. Согласно единому порядку, утвержденному правительством РФ, производители, продавцы и импортеры также должны заключить договор на оказание услуг с ООО «Оператор-ЦРПТ». Оператор по заявкам формирует и отправляет идентификационные коды для нанесения на товары или упаковку.
Чтобы включиться в процесс, предпринимателю нужно:
получить квалифицированную электронную подпись (КЭП);
установить криптопровайдер для работы с сертификатом;
обновить ПО онлайн-касс или приобрести кассы нового образца;
обновить ПО и «железо» компьютера, чтобы можно было зарегистрироваться в системе мониторинга;
купить сканеры 2D штрих-кодов, ТСД и принтеры этикеток;
подать заявку на установку регистраторов эмиссии (предоставляется бесплатно), если вы производитель;
обновить ПО учета товара;
внедрить электронный документооборот;
оформить учетную запись в системе мониторинга;
заказать и нанести идентификаторы.
Все больше товаров требуют нанесения идентификаторов. Перечислим категории, которые подлежат обязательной маркировке в этом году:
табачные изделия;
лекарства;
духи и туалетная вода;
фототехника;
шины и покрышки;
продукция легкой промышленности (одежда, текстиль, обувь, мех). Отметим, что обувь и шубы обычно выделяют в отдельные категории с разным сроком введения обязательной разметки.
Если в магазине нет подключения к интернету, данные в систему мониторинга нужно передавать вручную в течение 30 дней после реализации маркированных изделий.
За производство неразмеченной продукции предприниматель или наемный работник получит штраф 5–10 тыс. руб., организация — 50–100 тыс. руб. Продажа немаркированных изделий грозит штрафом 2–4 тыс. руб. — для физлиц, 5–10 тыс. руб. — для наемных работников и 50–300 тыс. руб. — для организаций. Изделия без кодов конфискуют.
Административная ответственность может перерасти в уголовную, если стоимость товаров без маркировки превысит 1,5 млн руб. Согласно ст. ч. 1 ст. 171.1 УК РФ, виновному грозит лишение свободы до трех лет со штрафом 80 тыс. руб.
Это очень большая категория, поэтому рассмотрим ее отдельно.
Продукцию легпрома нужно разметить до конца года. С 1 января 2021 года оборот немаркированных изделий запрещается.
До 1 февраля следующего года все участники оборота обязаны промаркировать остатки, не распроданные до наступления нового года.
Размечать нужно всю верхнюю одежду. На нее наносятся коды формата Data Matrix, причем для секонд-хендов и комиссионных магазинов исключение не сделано. Правда, для них действует упрощенный режим: получая коды, они указывают только реквизиты компании и категорию продукции.
Перечислим позиции, подлежащие разметке:
одежда из натуральной или композиционной кожи, спецодежда;
накидки и плащи;
пальто и полупальто;
куртки;
ветровки, штормовки и так далее;
трикотаж.
Белье:
постельное (пододеяльники, наволочки, простыни);
кухонное (например, тканевые полотенца для посуды);
столовое (обычно льняные скатерти и салфетки);
туалетное (полотенца для рук или лица, банные и пляжные полотенца, салфетки для лица и туалетные перчатки).
На нижнее белье требования пока не распространяются.
Оборот обуви без идентификаторов запрещен с 1 июля 2020 года, причем размечать нужно абсолютно все наименования — от домашних тапочек до спортивных кроссовок.
С 1 октября текущего года парфюмерная продукция обязательно маркируется. Идентификаторы размещаются и на штучном товаре, и на комплектах. Наборы составляют изготовители, затем объединяют их в упаковки, на которые наносятся коды.
С 1 октября также запрещен оборот фототехники без идентификаторов. Сюда входят: фотокамеры и фотоаппараты (кроме видео- и кинокамер), фотовспышки, лампы-вспышки. Комплекты и наборы фототоваров маркируются по тому же принципу, что и в парфюмерии. Оборот неразмеченной фототехники запрещен с 1 декабря 2020 года.
С 1 ноября маркируются пневматические резиновые шины и покрышки. Дополнительные сроки для этой категории:
покрышки, импортированные в Россию после 1 ноября, но приобретенные до этой даты, размечаются до 15 декабря 2020 года — оборот немаркированных автошин с 15 декабря запрещен;
остатки, не распроданные до 15 декабря, маркируются до 1 марта 2021 года.
В этом году вступили в силу ограничения по выбору режима налогообложения для предпринимателей, которые торгуют маркированными лекарствами, обувью и мехами. Продав первую же товарную единицу из этих категорий, налогоплательщик обязан сменить ЕНВД на общий режим налогообложения (ОСНО), а ПНС — на УСНО или ОСНО.
Что касается продукции легпрома, то продавцы могут находиться на ЕНВД до конца года, как и другие участники рынка, не ограниченные требованиями по маркировке. Напомним, с 1 января 2021 года ЕНВД отменяется для всех групп налогоплательщиков, и вам необходимо выбрать и перейти на другую СНО, если это еще не сделано.
Сейчас идет тестирование для нескольких групп:
с 15 июля 2019 года по 31 декабря 2020 года проводится эксперимент, касающийся готовой молочной продукции. С 20 января 2021 года начинается обязательная маркировка по некоторым группам ТНВЭД, по остальным группам — не позднее 1 октября 2021 года;
с 1 сентября 2019 года до 1 июня 2021 года стартует пилотный проект по маркировке некоторых видов кресел-колясок;
запущено тестирование разметки велосипедов;
с 1 апреля 2020 года по 1 марта 2021 года идет эксперимент по разметке бутилированной питьевой воды;
Работать с маркированными товарами намного проще, если установить специальное приложение от Эвотор. Оно поможет выполнить требования законодательства: зарегистрирует во всех необходимых системах, проверит ЭЦП, даст возможность принимать товары от поставщика по ЭДО прямо на кассе, в личном кабинете или мобильном приложении, а также убирать из оборота товары с кодами маркировки.
После покупки и установки программы вы регистрируетесь через сервис в нужных системах за пять минут, и касса готова к работе с маркировкой.
Также потребуется квалифицированная электронная подпись (КЭП) и 2D сканер. Их можно заказать через приложение.
После покупки приложения в личном кабинете Эвотор появится раздел "Маркировка", в котором можно самостоятельно добавить нужные настройки.
Чтобы начать работу,
1. нажмите “Установить”, выберите нужное количество лицензий по числу терминалов, на которых вы будете продавать маркированные товары. Одна лицензия — один терминал;
2. оплатите приложение;
3. зайдите в ЛК Эвотора на вкладку «Маркировка» и следуйте инструкциям «Мастера быстрой установки».
Когда вы установите программу на терминал, станут доступны новые маркированные типы товаров:
По планам, к 2024 году идентификация станет обязательной для всех групп товаров.
Чтобы получить дополнительную информацию, оставьте заявку на сайте или позвоните по номеру (831) 2-333-666.