Государственные органы контролируют работу интернет-магазинов так же, как и традиционных торговых точек, но есть ряд нюансов. Какие госорганы и как проверяют интернет-магазины – рассказали в статье.
Государственные органы контролируют работу интернет-магазинов так же, как и традиционных торговых точек, но есть ряд нюансов. Какие госорганы и как проверяют интернет-магазины – рассказали в статье.
Роскомнадзор контролирует, как предприниматель работает с персональными данными. Персональные данные — это любая информация, связанная с конкретным физическим лицом, например:
Есть и другая информация, которую тоже можно отнести к персональным данным, например, место работы или национальность. В Федеральном законе 152-ФЗ нет полного перечня персональных данных, поэтому стоит внимательно относиться к любой информации, которая касается ваших клиентов.
Роскомнадзор проверяет всех, кто является оператором персональных данных:
Обработка персональных данных — это сбор информации с определенной целью, ее хранение, передача, изменение, удаление и другие действия, связанные с этими данными.
Если компания собирает имена, адреса электронной почты и телефонные номера клиентов для регистрации на сайте, запрашивает адрес для доставки посылки, отправляет новости или СМС с промокодами, то она является оператором персональных данных и подпадает под действие соответствующего закона. Однако если человек хранит контакты знакомых в личном телефоне, то он не будет считаться оператором, так как закон не распространяется на физлиц, обрабатывающих данные для личных и семейных нужд.
Подберем, установим и настроим онлайн-кассу с поддержкой СБП. Гарантируем полное соответствие закону
Роскомнадзор контролирует работу с персональными данными клиентов следующим образом:
Кроме того, Роскомнадзор обращает внимание на отсутствие запрещенного контента на сайте, в социальных сетях, включая материалы рекламодателей и комментарии пользователей. Поэтому важно следить за тем, какой контент публикуется на страницах компании, а также за предложениями партнеров, рекламодателей и отзывами клиентов.
Плановые проверки проводятся раз в три года по установленному графику, который можно найти на сайте Генпрокуратуры. За три дня до проверки ведомство уведомляет компанию и предоставляет список документов, необходимых для подготовки.
Обычно это политики конфиденциальности, приказ о назначении ответственного за обработку данных, список сотрудников, имеющих доступ к данным, и прочие документы. Материалы необходимо отправить в течение пяти дней, после чего получить ответ контролирующего органа, акт проверки и предписание, в котором указывается, что необходимо исправить.
Внеплановая проверка проводится при наличии оснований, например: жалобы клиентов, поручение прокурора, неустраненные нарушения, выявленные в ходе плановой проверки и т. д. Роскомнадзор также может наблюдать за компанией, если были жалобы или опубликована информация о нарушении закона.
В рамках наблюдения Роскомнадзор проверяет информацию об операторе персональных данных в медиа и документы, отправленные в ведомство, просматривает сайт, изучает политику обработки информации и другие материалы. Если госорган обнаружит проблемы, он проведет внеплановую проверку.
Собрали несколько рекомендаций, как компаниям организовать работу по обработке персональных данных и подготовиться к проверкам:
Роскомнадзор может провести плановую проверку (обычно раз в три года с учетом моратория) или внеплановую в случае поступления жалоб или наличия постановления. Второй вариант становится более распространенным из-за действия моратория и перехода контролирующих органов на риск-ориентированный подход. Это значит, что проверки проводятся преимущественно при наличии клиентских жалоб или при выявлении риска нарушений.
Интернет-магазины чаще всего привлекают внимание контролирующих органов в следующих случаях:
Также контролирующие органы проверяют наличие на сайте публичной оферты и формы согласия с ней, условий оплаты, доставки и возврата товаров, юридической информации о компании. Если организация занимается продовольственными товарами, госорганы могут проверить условия их производства, хранения и упаковки, а также наличие медицинских книжек у сотрудников.
Федеральная антимонопольная служба контролирует рекламную деятельность бизнеса. Одно из ключевых требований — оригинальность используемых материалов, так как за плагиат предусмотрены штрафные санкции.
Также важна добросовестность. Запрещено:
В рекламных материалах нельзя демонстрировать курение, использовать нецензурную лексику, а также призывать к ненависти и насилию. Полный перечень требований содержится в законодательстве о рекламе.
Проверки ФАС могут быть плановыми и внеплановыми, если поступают жалобы от неудовлетворенных потребителей или конкурентов, считающих, что реклама препятствует их бизнесу. За выявленные нарушения придется заплатить штраф до 500 000 руб.
Федеральная налоговая служба контролирует уплату налогов и использование кассовой техники. Налоговикам важно удостовериться, что вы не скрываете свои доходы, чтобы уменьшить налоговые обязательства. С этой целью инспекторы проверяют налоговую и бухгалтерскую отчетность, корректность отправленных чеков, а также анализируют работу кассы.
ФНС проверяет:
Для работы интернет-магазинам необходима ККТ. Выбрать онлайн-кассу и выполнить настройку под ключ помогут наши сотрудники. Чтобы получить консультацию, позвоните по телефонам: +7 (909) 282-51-88, 8 (800) 775-85-25, доб. 4938 или напишите в WhatsApp по номеру 8 (909) 282-51-88.
Мы ответим на ваши вопросы, поможем выбрать подходящее оборудование и избежать штрафов со стороны контролирующих органов.
Подберем, установим и настроим онлайн-кассу с поддержкой СБП. Гарантируем полное соответствие закону